Можно ли попасть на Антарктиду как турист? Как выжить в палатке в -20°C? Что такое белая мгла и чем опасен Южный полюс?
Представьте: вы отправились в экспедицию на 1,5 года, пережили полярную ночь и с нетерпением ждете возвращение домой.
А готовы ли вы вернуться в совершенно новый мир?
Подробнее читайте в нашем страшно увлекательном материале.
- Вы упомянули сезон с декабря по март, он считается летним. В Арктике в сезон много туристов, как в Антарктиде с туристами?
Если брать из российских станций, которые туристы больше посещают — это станция Беллинсгаузен. За год ее посещает 5-10 тысяч туристов. Туристы иногда посещают станцию еще Новолазаревскую. По программе «DROMLAN» из Кейптауна организовывают туры, но они просто пролетают мимо. На остальных станциях туристов, как правило, не бывает. Это очень долго, далеко и дорого.
Плюс время — любая туристическая поездка может длиться месяцами. Некоторые страны устраивают велопробег или автопробег через Антарктиду. Кто-то прыгает с парашютом, летает на парапланах. Например, сейчас одна Британская экспедиция огибает земной шар от северного полюса до южного и опять на северный. Едут на машинах и моря пересекают на судах.
- А вы как-то взаимодействуете с туристами?
Мы в любом случае им помогаем, можем обеспечить их возврат, в случае аварии оказываем поддержку. Когда они приходят в район нашей станции, нельзя человеку отказать в теплой кровати, особенно когда он провел в палатке несколько месяцев. Баня, чай, обязательно. С нас ужин, а с них рассказ, где они были, что они делали.
- А какие температуры в сезон и какие вне сезона?
Если мы берем береговые станции, которые мы в наблюдении ведем, зимой температура достигает -40-50 градусов. Если возьмем станцию Беллинсгаузен, то -35 градусов. Когда наступает полярное лето, температура где-то максимум около нуля. На станции Беллинсгаузен были температуры +10-15 градусов, 19 максимум, который там фиксировали.
Самые низкие температуры на станции Восток в зимний период, по нашим данным — -89 градусов. В этом году температуры не раз падали ниже 80 градусов. Но при этом мы фиксировали температуру, если память не изменяет, -35 градусов. Это был какой-то аномальный циклон.
Летом температура там где-то -35-40 градусов в среднем. Но бывают и теплые дни.
- И как люди выживают в палатках, не только туристы, но и работники?
Это не люди, это полярники-экстремалы. Палатки у них специальные, и спальные мешки утепленные. Я так не жил, но по рассказам, чтобы утром почистить зубы, надо с вечера положить зубную щетку и пасту под мышку.
Я знаю, что люди, которые работают в коммерческих организациях, их транспортные отряды так ходят, и стафф живет именно в таких условиях. Палатка, спальный мешок и так обслуживают машины. Минус 20 градусов, ветер — экстремально. Душ принять раз в неделю, обмыться как-то в лучшем случае в сезон при таких работах. Если рядом станция есть, то может быть и чаще. Вода — это самое ценное в Антарктиде, и ее там очень мало.
Казалось бы, она кругом, но чтобы нагреть и растопить ее, надо очень много энергии, дизельного топлива, а тут уже начинаются ограничения, как довезти, сохранить, получить из него тепло. На многих станциях ограничение в день на человека — буквально 50 литров воды. А это и чай попить, и суп поесть, и приготовить, и полы помыть, и постираться, и в душ сходить.
Суда тоже, когда заходят во льды, не успевают перерабатывать воду и прогонять через очистители. И российская экспедиция еще по водоснабжению впереди планеты всей. У нас 70-80 литров на человека, а то и 90. Я знаю, что австралийские, индийские станции — литров 50 и меньше.
- А по поводу топлива?
Антарктическое дизельное топливо самое оптимальное. Его легко транспортировать, есть специальные суда. В этом году одно из судов повезло 1600 тонн, второе 315 тонн. Иногда заходят большие танкеры ледового класса.
Сейчас начинают развивать более-менее альтернативную энергетику. Ветрогенераторы, солнечные панели. Но я, честно говоря, еще не знаю ни одной станции, которая бы работала только на альтернативной энергетике. Ветра бывают либо очень сильное, генератор стоит, либо ветра нет, и генератор опять стоит. Ну, а по солнечной панели, это надо очень много панелей и очень много солнца, а оно не так часто бывает в Антарктиде.
- Чем опасна Антарктида?
Антарктида — в любом случае экстремальная. Особенно если небольшой группой куда-то выйти. Иногда набегает метель и теряешь видимость, получается белая мгла — будто белый лист бумаги поставить перед глазами. Ты теряешься в ориентации, снег и небо становится одним цветом. Видно кусочек солнца в лучшем случае. Когда человек поддается панике, начинает метаться, то может заблудиться.
Это и в сезон может случиться. Неоднократно попадал в такие ситуации, когда выезжаешь на какой-то объект, ехать на снегоходе где-то полчаса, выехал в снежную пустыню, тебя накрывает белой мглой и все, теряешься в пространстве.
В таких случаях лучше остановиться, успокоиться, не поддаваться панике и аккуратно по своему же следу выбираться в жилую зону.
Можно подождать какое-то время — я попадал на полчаса, час, два. Если не замерзаешь и не паникуешь, то спокойно выходишь. Были люди, которые терялись, попадали во всякие трещины в этот момент или падали с обрывов.
- Расскажите немного подробнее про свои случаи, пожалуйста.
Для того, чтобы в Антарктиде ходили все люди безопасно, сначала надо проверить территорию. И так получается, что когда проверял территорию, попал в трещину. Она, с одной стороны, не широкая, но оказывается очень глубокой.
Я падал на глубину от метра до трех, не глубже. Но меня быстро вытаскивали — либо успевал подать сигнал тревоги, либо выбирался самостоятельно. Это трещины, которые находятся на материке.
Трещины, которые на льду. По специфике своей работы мне надо подготовить подход судна, чтобы он разгрузился. Соответственно, едем с океанологами, гидрологами, помогаем выполнять работу. В океане находятся снежницы, майны, которые тоже иногда не совсем замечаешь. Под лед я не уходил, но в эти трещины можно провалиться по грудь, по пояс. Как правило, оттуда быстро вытаскивают и бежишь на станцию, чтобы высушиться. Про белую мглу я уже рассказывал.
Именно это, наверное, и привлекает в антарктическую экспедицию. Ты возвращаешься туда, у тебя начинается какой-то адреналиновый голод. Когда ходишь между айсбергами, которые высотой под сотню метров только над уровнем моря, как представишь, что там находится под водой — это, конечно, очень сильно вдохновляет. Под ногами скрипучий снег, который звенит прямо в ушах. А еще в Антарктиде очень тихо. И в ушах начинает звенеть от тишины — когда нет ветра и никаких раздражителей.
- Какие там еще бывают у нас экстремальные ситуации?
Очень многие оттуда не возвращаются и проживают там всю жизнь. Я знаю людей, которые провели 17 зимовок по полтора года. Они начали ходить в 20 лет, сейчас им уже больше 70. У таких людей вся жизнь посвящена Антарктиде. И это опасно.
На земле жизнь течет, соответственно, меняются технологии. Откатимся на те же 17 лет тому назад. Когда первый раз ходил в Антарктиду, возвращаешь свою деревню, а она поменялась. Построили новый дом, мост. Иногда мы возвращались будто в другую страну. Когда был ковид, возвращались в другой мир.
Очень тяжело в Антарктиде переносишь все катаклизмы, которые здесь происходят. Там ты наблюдаешь все через узенькую щелку первого канала. Поэтому с одной стороны затягивает, а с другой стороны, уже боишься возвращаться в этот мир. Уже психика ломается. Когда приезжаешь сюда, боишься переходить дорогу, заходить в метро. Ты заходишь в магазин, и ты помнишь, что хлеб там стоил 30 рублей. Зайди сейчас, посмотри на хлеб, сколько стоит? 80? 100?
Съездить в Антарктиду можно, но буквально на полгода, на сезончик. При таком путешествии весь материк не увидишь, но почувствуешь. Даже тот же самый переход на судне занимает 45 дней. За этот переход ты много чего сможешь о себе понять.
Интересно узнать подробнее про быт полярников? Сколько нужно провианта на экспедицию из 20 человек и как не сойти с ума во время зимовки — читайте далее в статье-интервью «Как не сойти с ума на Антарктической станции: быт полярников».