Как не сойти с ума на Антарктической станции: быт полярников

110 тонн провианта на экспедицию из 20 человек — это много или мало? Как полярники справляются со стрессовыми ситуациями? Кого точно не возьмут в экспедицию?

Суровые погодные условия, длительные экспедиции, отсутствие связи и бесконечный лед. Как не сойти с ума?

Узнайте захватывающие подробности быта полярников от первого лица.
  • Сколько человек в команде? Какие у них должности и специальности?

Весь состав у нас делится на три основные: зимовочный — ведут круглосуточное наблюдение, обустраивают быт, проводят ремонтные работы и находятся в Антарктиде примерно 15-18 месяцев, с момента прибытия и убытия. Это метеорологи, синоптики, геофизики, океанологи, гидрологи. У меня самая большая зимовка была 20 месяцев. Некоторые люди даже не выезжают и проводят 2 зимовки подряд, а экспедиция получается 24 месяца.


Дальше у нас сезонный состав — 110 человек, которые сейчас поехали в Антарктиду на двух судах (Трешников и Федоров). Также много ученых полетят на самолетах. Они пребывают 2-3 месяца. Здесь спектр научных программ очень большой — 25-45 научных программ. Любой институт может заявиться. Их программы рассматриваются на заседании, чьи наблюдения принесут больше пользы для изучения науки и продвижения — они поедут в Антарктиду.

И третий состав — экипаж судов и самолетов. Их в общей сложности около 180 человек — экипажи 2-3 судов, которые работают в Антарктиде и экипажи самолетов и вертолетов. Это преимущественно матросы, механики, технические специалисты, которые людей туда возят. За год на российской станции бывает порядка 500 человек.

  • Cколько нужно провианта?

Дизельного арктического топлива мы везем туда 1600 тонн, авиакеросина — 300 тонн для обеспечения всех полетов. Продуктов питания из Петербурга сейчас на одном судне везем 64 тонны, на другом — 23 тонны. В Кейптауне будем добирать свежих овощей, фруктов, картошки — еще 23 тонны. Это на ближайший месяц.

После Нового Года судно снова будет заходить в Кейптаун, там доберем еще примерно 40 тонн продуктов. Но это только для снабжения экспедиции, без учета экипажей. Также везут трактора, строительные материалы. Очень много металла, дерева для ремонтных работ, для обеспечения других служб, для новых строительств.

  • Какой распорядок дня у сотрудников станции? Как проходит их обычный день? 

Типовой день строителя — 8-часовой рабочий день, не особо отличается от работы в Петербурге. Если возьмем, например, работу дизелиста, который обеспечивает станцию энергетикой — текущее обслуживание машин, дизельных генераторов, мелкий ремонт по станции: крыльцо сломалось, дверь отвалилась. Это рутинная работа, которая ничем не отличается от местной.

Также бывают дни, когда ветер дует чуть сильнее, чем обычно — 20, 30, 50 м/с. И вот здесь возможны всякие нюансы. В один прекрасный день, при ветре 55 м/с, порыв доходил до 60-70 м/с — у нас стало немножечко отрывать крышу. Мы живем в одном здании, крышу отрывает в другом, которое обеспечивает нас всех энергией: там находятся все хозяйственно-бытовые и прочие службы. В случае отрыва крыши здание разлетится просто по кусочкам.

И здесь все мобилизовались, обвязались шпагатами, защитными средствами и начали спасать крышу, чтобы ее не разобрало. Ребята работали очень оперативно, слаженно, делали крепежи, чтобы панельный дом не разлетелся по кусочкам. И крышу удержали — часа через 4-5 ветер стал спадать, и в итоге крыша не улетела.

Такое, к сожалению, не редкость и многие наши здания так страдают, особенно которые советской постройки. У многих разбирается кровля, улетают панели — и тут уже начинаются авральные работы, как сохранить дизельные генераторы. В основном ломаются гаражи, жилые помещения не часто выходят из строя. Но дверь отрывает каждый год неоднократно.

  • А расскажите о самих жилых помещениях. Это быстровозводимые жилые модули?

В Антарктиде два типа станций: круглогодичные зимовочные и те, которые открываются только в сезон — примерно с декабря по март. Туда приезжают ученые и проводят свои наблюдения. Помимо ученых там присутствует технический персонал, который обслуживает дизельные генераторы, повара, медики. И эти здания сделаны из бытовок небольшого размера.


Второй тип станций — круглогодичные. Они сделаны из больших зданий, как правило, все собраны из сэндвич-панелей разного типа, в том числе советского или российского производства. Это более глобальные конструкции, в которых люди живут круглогодично — получается небольшой вахтовый поселок. Они отапливаются преимущественно дизельным генератором, котельными или центральным отоплением.

Работает канализация, очистные сооружения — где-то трубопровод лежит, а где-то нужно машиной вывозить отходы. То же самое со снабжением водой — где-то вода берется из озер и по трубам приводится, а где-то машинами привозится в баках, где-то топится снеготаялками — все зависит от станции. 

  • Ходят байки, что чтобы отправиться на работу в Антарктиду, необходимо удалить зубы мудрости и аппендикс, так ли это? Какие по факту требования к кандидатам? Может ли обычный человек отправиться в экспедицию? 

Я сейчас наверное кого-то разочарую или наоборот обрадую. В Антарктиду берут всех, специальности ничем не отличаются от местных. Главное — желание участника и его семьи, чтобы семья отпустила. Экспедиции очень длительные, и многие отказываются, потому что экспедиция — 1,5 года, даже если в сезон идут — это полгода. Такой отрыв не все могут выдержать.

Кроме того, современных понятий связи в Антарктиде очень мало, мы всеми силами пытаемся провести туда интернеты/телефоны, но по современным меркам WI-FI и 4G там конечно нет, поэтому связь отсутствует. Требования к кандидатам, в первую очередь к самим, чтобы они были готовы к длительным экспедициям, непонятным лишениям – для кого-то лишения WI-FI на два дня уже трагедией является.

Нам, конечно, хотелось бы видеть там специалистов своего дела — электрики, монтажники, дизелисты, водители. Ученые, которым интересна эта программа, сами пишут свои наблюдения — это их интерес, они едут туда взять пробы.

Ограничение только по здоровью — относительно крепкое, зубы все здоровые. К сожалению, отдельно стоматологов не берем, поэтому обращаем внимание на зубы, крепкие, вылеченные. Если вдруг зуб заболит, врачи там скорее всего его вырвут. В редких случаях мы найдем врача, который сможет зуб отремонтировать. Таких профильных специалистов не берем. Конечно, чтобы было крепкое сердце.

Насчет аппендикса — это миф. У меня аппендицит и коренные зубы на месте. Главное, чтобы они были здоровые, без кариеса и не болели. Это прям обязательная процедура перед выходом. У меня когда болели зубы в Антарктиде, все больные вырвали. Других способ лечения нет.

  • Бывали ли какие-то сложные медицинские случаи?

Довольно часто бывают. Например, тот же аппендицит. Недавно была операция на станции Прогресс, врачи скооперировались, успешно провели ее, хотя аппендицит был уже запущенный немножко. Но все прошло штатно и человек уже работает. Бывает травматизм: руки, ноги ломаем — это нормальное явление, потому что скользко, холодно.

А вот обморожений бывает очень мало. В сезон солнечные ожоги чаще лечим. Когда очень много снега и ультрафиолета, обгорают носы, щеки, мочки ушей — если не защищаться, за полчаса буквально могут до крови выгореть.

И важно защищать глаза, если потеряли очки, придумывают что-то с марлей, как-то закрывают глаза, чтобы добраться до станции, иначе можно ослепнуть. Некоторые выходят с двойным запасом очков. Особенно, если работаешь на снегу, без очков никак — яркий солнечный день и сетчатка глаз сгорает.

И важно защищать глаза, если потеряли очки, придумывают что-то с марлей, как-то закрывают глаза, чтобы добраться до станции, иначе можно ослепнуть. Некоторые выходят с двойным запасом очков. Особенно, если работаешь на снегу, без очков никак — яркий солнечный день и сетчатка глаз сгорает.

  • Чем питаются люди на станции? Какой у них рацион? 

Рацион пытаемся сделать, конечно, обычным. Снабжение станции происходит, как правило, один раз в год, иногда два. Если какие-то станции береговые, судно или самолет могут привести какие-то свежие фрукты и овощи, то мы, конечно, стараемся это сделать. Все остальное — это заморозка. Замороженные овощи, фрукты, мясо, консервы.

Питание у полярников разнообразное. Рыба, мясо, все в полном рационе. Насколько я понимаю, голодным никого не оставляем, ну и изысков тоже не получается завозить. По большей части это те продукты, которые долго хранятся и легко готовятся. Например, долго хранить замороженное мясо нельзя. И хороший бифштекс приготовить тяжело. Поварам приходится придумывать, изгаляться, соусами разбавлять.

Все зависит, по большей части, даже не от продуктов, а от повара, который приехал на станцию. Это второй человек на станции. От него зависит весь моральный дух коллектива. Чем вкуснее и разнообразнее он готовит, тем, соответственно, ему больше чести и хвалы. Едим мы как минимум 3 раза в день. Конечно, кофе-чай бывают. После работы прийти, согреться за горячей кружкой чая или кофе. И при этом съесть плюшку какую-нибудь. Поэтому продуктов много и при всякой возможности постараемся обновить ассортимент.

  • А чем люди занимаются в свободное время? Какие есть развлечения?

Да, интересный вопрос. Особенно в современном мире, когда все по большей части в свободном время сидят в интернете — на станциях такого нет. И у людей просыпаются, по моим наблюдениям, творческие моменты.

Кто-то читает книги, библиотеки там сейчас уже очень разнообразные, на любой вкус. Кто-то с собой привозит электронные книги. Но многие люди начинают делать что-то руками — поделки из того, что есть, например, любая упаковка превращается в хорошее деревянное изделие. Кто-то делает столики, шкафчики, выжигает, рисует. Очень многие начинают увлекаться фотографией и обработкой. Можно и многому успеть научиться. Кто-то дополнительно привозит с собой курсы. Некоторые даже заканчивали техникумы удаленно-заочно.

В сезон, честно говоря, свободного времени у всех очень мало. Потому что больше работы, всякие авральные грузовые операции. Надо разгрузиться, загрузиться. Например, ученым после всех наблюдений нужно еще данные обработать, материалы законсервировать. 

  • А бывают ли там домашние животные? 

Нет, последние года точно нет, это в принципе запрещено. На некоторых станциях я замечал рыбок аквариумных, но это максимум животных, которых там видели. 

  • Что для вас самое сложное в работе на Антарктической станции? 

Наверное, самое сложное — не впасть в какую-нибудь хандру. Когда наступает полярная ночь, любой, даже самый активный человек, начинает вести себя уныло. Многие люди впадают в хандру и приходилось придумывать праздники, спортивные массовые мероприятия и добровольно-принудительно всех к этому подключать.

Витамины мы пьем, но отсутствие солнца много месяцев приводит к депрессии. Самое сложное — зимовочный период. В сезон я никаких сложностей никогда не испытывал. Солнца много, может быть, наоборот, даже излишне. Полярный день не сравнить с белыми ночами. Солнце не заходит вообще никогда. Очень тяжело спать, но чувствуешь себя активно.


А зимой всегда хочется спать. Полярная ночь подразумевает, что там совсем темно круглые сутки. На станции Восток, где-то с мая по июль, полностью темно. Если возьмем, например, станцию Прогресс, там рассвет начинается где-то в 11 часов дня и в час дня уже опять видно звезды, то есть опять ночь. 

  • А какие температуры в сезон и какие вне сезона? 

Если мы берем береговые станции, которые мы в наблюдении ведем, зимой температура достигает -40-50 градусов. Если возьмем станцию Беллинсгаузен, то -35 градусов. Когда наступает полярное лето, температура где-то максимум около нуля. На станции Беллинсгаузен были температуры +10-15 градусов, 19 максимум, который там фиксировали. 

Самые низкие температуры на станции Восток в зимний период, по нашим данным — -89 градусов. В этом году температуры не раз падали ниже 80 градусов. Но при этом мы фиксировали температуру, если память не изменяет, -35 градусов. Это был какой-то аномальный циклон. Летом температура там где-то -35-40 градусов в среднем. Но бывают и теплые дни. 

  • Как нужно одеваться, чтобы выживать при таких погодных условиях? Чтобы чувствовать себя более-менее нормально? 

Быть всегда сухим. Стараться не промокать. Вовремя менять промокшие носки, если попадет снег. Чтобы не продувало ветром. У нас есть специальная одежда, накидки ветрозащищающие.

  • А сам материал, это синтепон, пух, штаны, куртка?

Сейчас современные материалы многослойные и те внешние куртки, которые мы надеваем, это 5-7 слоев различных утеплителей, пароизоляторов, там непродуваемая мембрана.

  • Это спецодежда именно для вот таких экспедиций? 

Да, это спецодежда именно для таких экстремальных условий. Схожая с той, в которой люди ходят в горы. Естественно, мы стараемся одевать каждую станцию по своей климатике. Например, та же станция Беллинсгаузен очень влажная, соответственно, туда больше одежды с защитой от влаги. Станция Восток очень холодная, у них идет свой пакет одежды для именно -40-80 градусов. Внутри из здания тепло, поэтому повседневная одежда может быть любой.

  • Вы возвращаете людей на землю? Он еще не доехал оттуда, уже едет обратно. Так можно?

Ну так получается. Кто-то заболел, кто-то к экспедиции оказался не готов. Кто-то возвращается сам буквально через несколько недель после начала экспедиции, а кого-то приходится возвращать добровольно-принудительно, потому что понимаем, не справятся они с экспедицией.

  • Как складывается общение в маленьких группах? И не бывает ли такого, что чуть-чуть шарики за ролики и кукушка едет?

Есть четыре стадии людей, которые приходят в экспедицию. Первый — примерно месяца полтора-три уходит на привыкание людей между собой. Притираются, рассказывают про свою жизнь на большой земле. В этот период какие-то конфликты, как правило, очень редкие. Если замечаешь, что люди начинают конфликтовать друг другом, то либо с ними проводишь беседу, либо разводишь по разным углам станции. И так, что они даже на обед, ужин приходят в разное время. Бывает, что живя в коллективе 30 человек, люди месяцами могут не видеть друг друга на станции. 

Следующий период — зимовка. Вот ушло судно. Ты уже понимаешь, что оказался на подводной лодке и вытащить тебя оттуда нереально. До 22 июня, когда мы празднуем середину зимовки, у всех приподнятое настроение — все замотивированы работать, ремонтировать, бить рекорды. А после середины зимовки начинается халатное отношение: «Скоро домой, ничего не хочу, ничего не буду». И снова надо всех задабривать, придумывать активности. Потом всплеск духа происходит, когда первый раз выходит солнце. Уже все друг друга любят, все друг другу братья, жизнь удалась, все отлично.

Не все хорошо переносят зимовку. У некоторых психика ломается конкретно — могут перестать разговаривать, агрессивно относятся к окружающим, бросаются на коллег. Если начальник станции ничего сделать сам не может, то мы привлекаем психологов и даже удаленно с ними работаем, чтобы они приводили человека в чувства. Ну и при первой возможности мы стараемся вывезти со станции. И это не только в российской экспедиции. Я несколько лет назад был на австралийской станции, там на двери записка, здесь живет собака — полярник сделал себе вход как в будку. Иногда драки бывают. Много людей попадаются, которые склонны к употреблению алкоголя, употребляют. 

  • А что-то есть из развлечений кроме библиотеки и того, чем люди сами лично занимаются, какие-то возможно спортивные площадки или бильярды? 

В первой половине года мы проводим всякие спортивные массовые мероприятия. Турниры идут между станциями или внутри станции. Как правило, это бильярд, теннис. Часто организовываем футбольные матчи, в баскетбол играем.


Теперь вы узнали больше про быт полярников и опасности таинственного материка. А задумывались ли вы, какое оборудование используют сотрудники станции для работы? Как чинить и улучшать жилища и технические сооружения? Читайте статью-интервью «Техника на Антарктиде — зачем полярникам лазерная сварка?», чтобы подробнее узнать, зачем же полярникам лазерная сварка?

Наши акции